Новости

07 май 2024 - 13:00

Во время войны ведущий вуз Хакасии готовил кадры для региона

Абаканский учительский институт, прародитель Хакасского госуниверситета, был создан накануне войны в 1939 году. Великая Отечественная война началась, когда в вузе завершался второй учебный год.

По решению исполкома Хакасского областного совета депутатов трудящихся от 11 июля 1941 года здание учительского института было отдано под госпиталь «первой очереди» на 160 мест, поэтому студенты занимались в здании областного Дома культуры в крайне стесненных условиях. В годы войны претерпела изменения и повседневная жизнь студентов. Она состояла теперь не только из учёбы, но и других, в том числе трудовых обязанностей. В первый же день мобилизации 71 учащийся  Абаканского учительского института подал заявление о добровольном зачислении в ряды РККА и в народное ополчение. Ушли на фронт выпускники института С.Ф. Аёшин, Н.К. Лаврентьев, К. Колтораков, заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов и другие. С мобилизацией части преподавателей в Красную армию увеличилась учебная нагрузка на оставшийся коллектив, некоторые дисциплины не преподавались, либо читались на слабом методическом уровне, – отмечает  доктор исторических наук, профессор ХГУ Надежда Артамонова.

Надежда Яковлевна продолжает:

– Институту пришлось перестроить свою учебную работу в соответствии с требованиями военного времени, то есть пересмотреть учебные планы, внести коррективы в жизнедеятельность преподавателей и студентов. С 1 июля 1941 года и в последующий военный период студенты учительского института работали на строительстве Уйбатского оросительного канала. Некоторые из них перевыполняли нормы в три раза.

Несмотря на трудные военные годы, основным занятием студентов по-прежнему оставалась учёба. Руководство института стремилось создать благоприятные условия для подготовки к экзаменам. Во время сессии и госэкзаменов кабинеты института работали с 09:00 до 23:00.

Осенью 1941 года педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счёт эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями. Молодым учёным был представлен пример сбора и изучения местного материала: доктор исторических наук, профессор С.А. Токарев стал изучать историю хакасов по документам государственного архива Хакасской автономной области, а кандидат филологических наук, доцент Л.С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора.

Учреждения  среднего профессионального  образования, ныне входящие в  ХГУ, вносили свой вклад. Очень нужный фронту средний медицинский персонал ускоренными темпами готовили в фельдшерско-акушерской школе,  более 300 её выпускников сражалось в дальнейшем на  фронтах ВОВ. Сельскохозяйственный техникум (ныне  колледж)  ХГУ готовил  востребованных в  годы  войны  механизаторов, агрономов, зоотехников, ветеринаров, – отмечает преподаватель ХГУ, доктор исторических наук Валентина Тугужекова.

В воспоминаниях о работе в период Великой Отечественной войны преподаватель отделения математики и физики В.В. Смирнов писал:

– Условия жизни и работы, как студентов, так и преподавателей, в те военные годы были нелёгкими. Жили впроголодь. Помимо учебных занятий выполнялись и многие другие, главным образом, физические работы, диктовавшиеся условиями военного времени. Это и различные виды сельхозработ, и разгрузка бревен в гавани, и разгрузка вагонов с углем и другое. Следует отметить высокую степень сознательности не только преподавательского состава, но и студентов, безоговорочно и даже с энтузиазмом выполнявших все необходимые работы, совмещая их с учёбой. Никаких проблем, связанных с прогулами учебных занятий студентами, тогда совсем не возникало.

Несмотря на тяготы военного времени, Абаканский учительский институт продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии. В 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ. С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами  учебных курсов, для ведения которых создаётся кафедра хакасского языка.

Война ещё не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В плане школьного образования ожидались, с одной стороны, значительный рост контингента учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги. 10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с тремя факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического.

Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Осенью 1944 года к занятиям приступило 87 студентов педагогического института, 81 студент первого и 143 обучающегося второго курсов учительского института, в это же время в профессорско-преподавательском составе числилось 26 человек, из них шесть – с учёными степенями. Преодолев трудности войны, успешно решал проблему подготовки педагогических кадров для Хакасии.

#МинобрнаукиРоссии #НаучныйПолк